Семинар МЦИС "Новые идеи в философии"

Опубликованы аудиозаписи научных семинаров кафедры истории зарубежной философии и Московского центра исследования сознания "Новые идеи в философии".

22 декабря 2021 года состоялся научный семинар МЦИС "Новые идеи в философии", посвященный книге Грега Карузо «Rejecting Retributivism: Free Will, Punishment, and Criminal Justice» (2021).

Одной из центральных позиций, оправдывающих применение наказаний в юриспруденции, является ретрибутивизм. Согласно этой позиции, правонарушители являются морально ответственными за свои действия и заслуживают наказания пропорционально тому вреду, который они причинили. Против ретрибутивистской позиции Карузо выдвигает шесть доводов, демонстрируя, что у нас есть существенные основания сомневаться в том, что люди действительно обладают того рода свободой воли и моральной ответственностью, которые необходимы для оправдания ретрибутивистского наказания. Он также выявляет слабости конкурирующих позиций, включая консеквенциалистскую теорию устрашения, воспитательную и коммуникативную теории, отстаивая собственный подход в духе карантинной теории. Согласно Карузо, в сравнении с ретрибутивизмом, карантинная модель предлагает гораздо более гуманный, целостный и эффективный подход к проблеме преступного поведения. Успешность критики ретрибутивизма и состоятельность карантинной теории Карузо обсудили участники семинара.

Аудиозапись доступна по ссылке

 

24 марта 2022 года состоялся научный семинар МЦИС "Новые идеи в философии", посвященный книге Роберта Адамса «What Is, and What Is In Itself: A Systematic Ontology» (2021).

Понимая онтологию как науку о бытии, Адамс представляет систематическую онтологию подходом к наиболее фундаментальным способам бытия вещей — к тому, что они есть и как связаны друг с другом. По Адамсу, то, что есть, включает всё, что есть; но не всё, что есть, есть само по себе. В первых пяти главах Адамс исследует то, как вещи есть: что значит быть актуальным, существующим, и как можно быть, не будучи актуальным или существующим; что значит быть интенциональным объектом и даже лишь интенциональным объектом; каково отношение между вещью и её свойствами и что значит быть вещью самой по себе. В главе 6 отстаивается тезис о том, что только сознательные существа суть вещи сами по себе. В главе 7 обсуждаются эпистемологические вопросы; в главах 8 и 9 — вопросы этости и идентичности; а в главах 10–11 — окказионалистские и панентеистские ответы на вопрос о каузальном единстве мира. Более подробно эти вопросы обсудили участники семнара.

Аудиозапись доступна по ссылке